Чем обусловлено использование смесевых красок (в «противовес» триадным) — об этом мы говорили здесь. Повторим ещё раз самое важное.

Использование смесевых красок позволяет заказчику достичь двух главных целей:

  1. Возможность получить цвета и оттенки, которые выходят за рамки цветового охвата CMYK-красок. Смесевые краски по системе Pantone позволяют в некоторых областях спектра (синий, зеленый, коричневый) получить цвета, которые невозможно воспроизвести, используя CMYK. К тому же в системе смесевых красок есть возможности использовать «экзотические» краски – люминесцентные, металлизированные (серебро, золото, бронза) и некоторые другие, что конечно же тоже недостижимо для CMYK.
  2. Возможность сократить затраты при печати некоторых видов продукции — когда нет цели получить реалистичное изображение, но есть желание, чтобы элементы на странице (графика, текст) имели цвет, отличный от черного. При этом снижение красочности не приводит автоматически к снижению затрат, а достичь этого возможно лишь при соблюдении ещё некоторых условий.

С пользой от описанного в пункте 1 все достаточно очевидно, а вот про нюансы выгод, описанных в пункте 2, поговорим подробней.

Моделируем ситуацию. Возникла задача смакетировать листовку, при печати которой планируется использовать лишь два цвета – черный и темно-синий. Черный — для текста, а темно-синий — для текстовых заголовков и (или) для печати нереалистичных изображений. Если бы стояла задача получить реалистичное изображения (на рисунке — изображение-1), то без CMYK было бы не обойтись, но нереалистичное изображение (собаки такой окраски в природе не встречаются, поэтому подобное изображение в контексте данного разговора мы называем нереалистичным) можно получить одной или двумя красками, не прибегая к использованию CMYK.

CMYK и pantone

Решение, лежащее на поверхности: вместо того, чтобы собирать темно-синий цвет из 2-3 триадных красок, следует взять один цвет из палитры смесевых красок Pantone и, таким образом, легко и изящно решить задачу. Ну а что — вместо 4-х (если бы все печатали CMYK) фотоформ и форм, мы должны сделать лишь 2 (для черной краски и Pantone) — экономия в формных процессах и затратах на приладку при печати налицо.

Не все так просто. Дело в том, что если у типографии в наличии лишь 4- или 5-секционные машины, — в этом случае описанная выше «экономия» выйдет заказчику боком. Такой 2-красочный заказ будет стоить дороже 4-красочного, но реализованного в CMYK. Напомним, что секции 4-секционной машины заправлены триадными красками и при печати очередных заказов, реализованных в пространстве CMYK, печатник лишь меняет формы, а полную смывку машины не производит. Если же стоит задача использовать краску из палитры Pantone — смывка в какой-либо секции неизбежна. А значит неизбежны затраты времени, а следовательно — затраты финансовые (напомним: типография продает вам свое время). И экономия на формах и приладочных листах — не спасает. Прибавьте к этому относительную дороговизну красок Pantone и временнЫе затраты на замес нужного оттенка вручную и картина ещё более прояснится. Поэтому описанная выше технология экономии при снижении красочности путем введения краски Pantone — практически не работает в случае использования машины с 4 секциями и выше. А работает лишь при использовании 2-секционной машины да и то — после определенной величины тиража.

Почему работает при 2-секционной машине? Потому что при печати CMYK на таких машинах печатник так или иначе вынужден осуществлять смывку — чтоб напечатать одну сторону в CMYK, надо осуществить 2 прогона листа через машину, поменяв после первого и формы и краски в секциях. И в этом случае печать в один прогон (черный + Pantone) на 2-секционной машине конечно же выглядит предпочтительней, чем печать в 2 прогона (CMYK). И экономичность эта неизбежно начнет проявляться после перехода тиража через определенную границу.

Еще одна ситуация. Заказчик, добиваясь все той же экономии, смакетировал книгу под твердый переплет, в которой 20% страниц смакетированы в CMYK, а 80% — в 2 краски (черный + Pantone). При этом Заказчик не задумывался — каким образом его CMYK-страницы разлетятся по монтажным листам после операции спуска полос, и с какими страницами они там окажутся по соседству. Если же на лице или обороте печатного листа оказывается хоть одна страница с Pantone в окружении CMYK-страниц — фактически вы всю сторону (или две) печатного листа должны печатать в 5 красок (CMYK+Pantone). И о какой экономии тут может идти речь — совершенно не понятно.

Вывод из вышесказанного: Если вы планируете использовать краски из палитры Pantone не в силу преимуществ, описанных в пункте 1, а из желания получить экономию при печати, — обязательно проконсультируйтесь об этом с менеджером или технологом типографии. Может так статься, что конфигурация печатного оборудования конкретной типографии, тиражность вашего заказа или же ваш макет не позволят достичь нужного вам эффекта.