Офсетная печать

Принцип офсетной печати основан на том, что краска (в основе которой масла) и водно-спиртовая смесь (т.н. увлажняющий раствор) не смешиваются между собой. Этот принцип реализован в офсетной печатной машине таким образом, что на офсетную печатную форму, которую установили в машину, наносится и краска и увлажняющий раствор. При этом печатные элементы формы краску воспринимают, а увлажняющий раствор отталкивают. Пробельные же элементы формы наоборот — воспринимают увлажнение и отталкивают краску. Далее изображение, сформированное печатными элементами формы, передается с неё на офсетный цилиндр, покрытый резинотканевым полотном, а уже с него – на бумагу.

Форматы и секции

Существует международный стандарт ISO 216, который регламентирует основные форматы бумаг, а форматы листовых печатных машин конечно же связаны с их форматами. И хотя полиграфические форматы исторически несколько отличаются от форматов ISO, в целом линейка форматов печатных машин позволяет печатать продукцию, точно или очень близко соответствующую стандарту ISO.

Важно учитывать один момент: изображение на печатной машине никогда не печатается в самый край листа, на печатном листе необходимо предусмотреть поля для технологических припусков и расположения специальной информации (метки совмещения и реза, шкала контроля качества и т.д.). Именно поэтому полиграфические стандарты бумаг несколько отличаются от стандартов ISO. Например одними из стандартных полиграфических форматов бумаг являются форматы 620 х 940 мм (близкий к стандарту А1) и 720 х 1040 мм (близко к стандарту В1). Поэтому говоря о форматах печатных машин, мы будем использовать термины «А1», «А2» и «А3», хотя фактически это не означает точного соответствия размеров печатного поля формату ISO, а лишь указывает на близость формата машины к размеру из стандарта ISO.

В коммерческой полиграфии распространены машины форматов А3 и А2, реже – А1. Машины формата А0 и выше используются на специализированных производствах, например в картографии. Офсетные листовые машины чаще всего строятся по секционному принципу – одна секция на одну краску. Если машина 2-секционная, то за один прогон печатного листа через машину мы можем нанести 2 краски, при 4-секционной можно положить сразу 4 краски за прогон, а 8-секционная машина, укомплектованная устройством переворота листа, позволит за один прогон запечатать его уже с двух сторон, положив на каждую сторону по 4 краски. То есть если у нас в наличии лишь 2-секционная машина, а нам требуется напечатать листовку с одной стороны в 4 краски, то мы вынуждены будем сначала прогнать печатный лист через машину один раз (положив сначала 2 краски), потом «смыть» машину, заменив в ней первые две краски из четырех нам необходимых на вторые две, поменять печатные формы и потом ещё раз прогнать печатный лист через машину, положив краски оставшиеся. Совершенно очевидно, что в этом случае 4-секционная машина имеет большее преимущество перед 2-секционной: поскольку времени на тираж в итоге тратится в 2 с лишним раза меньше и как следствие – это отражается на трудозатратах типографии. Типография же (как любая услуга) продает в итоге заказчику своё время – время работы своего оборудования и персонала. И та типография, которая равный по спецификации заказ отпечатает быстрее – у той он (при прочих равных условиях) будет иметь более конкурентную цену, и типография, имеющая 4-секционную машину, за равный промежуток времени обработает большее число заказов, чем типография имеющая машину, состоящую лишь из 2 секций. В случае же двусторонней печати разница во временных затратах при сравнении 4-секционной машины с 2-секционной ещё более существенна.

Ещё одно принципиальное преимущество 4-секционной машины в том, что в этом случае печатник на первом же прогоне имеет возможность контролировать итоговый результат. Во всяком случае – визуальный контроль здесь выступает на равных с инструментальным контролем. В случае же двухсекционной машины печатник на первом прогоне (после наложения лишь двух красок) может использовать лишь инструментальный контроль, а визуально он не в силах дать корректную оценку будущему результату – он проявится лишь после второго прогона, когда часто уже бывает невозможно внести существенные коррективы.

Красочность

Многоцветная печать ныне фактически является стандартом для большинства видов печатной продукции. Современному заказчику полиграфической продукции следует иметь представление о таких понятиях, как:

— полноцветная печать;
— печать смесевыми красками.

Под полноцветной печатью подразумевается способ печати с использованием 4-х красок: голубой (cyan), пурпурной (magenta), желтой (yellow) и черной (black) – такой способ печати сокращенно называют CMYK, а эти краски называют триадными. Именно такой способ репродуцирования позволяет получить реалистичное изображение и массу всевозможных оттенков цвета. Ключевое слово здесь – «реалистичное». Но если, к примеру, возникнет задача напечатать лишь лицо человека в откровенно синей гамме (согласитесь, что результат – далекий от реалистичности) или же таким образом напечатать лишь текст, то для этой задачи вовсе не обязательно использовать 4 краски C+M+Y+K, а вполне можно обойтись одной-двумя со всеми вытекающими отсюда плюсами — меньшее число фотоформ и форм, меньший расход бумаги на приладку и как результат — меньшие итоговые затраты.

Именно для этого существует такой способ получения цвета, как печать смесевыми красками — когда каждый цвет изображения печатается краской соответствующего оттенка. Этот способ подразумевает использование вместо CMYK-красок краски вполне определенного необходимого нам оттенка (например, зеленого) и возможность получить таким образом нужный результат. Эту краску в типографии предварительно физически замешивают из нескольких базовых компонентов, используя точные стандарты замеса. В мире существует несколько стандартизованных цветовых систем смесевых цветов (если кто знаком с Photoshop’ом, то, открыв его диалоговое окно Color Libraries, — можно в этом убедиться). Наиболее известна в мире и популярна в России американская система Pantone, и понятие «печать по пантону» давно уже стало в России полиграфическим сленгом.

Использование смесевых красок позволяет заказчику достичь двух главных целей:

  • Возможность получить цвета и оттенки, которые выходят за рамки цветового охвата CMYK-красок. Смесевые краски по системе Pantone позволяют в некоторых областях спектра (синий, зеленый, коричневый) получить цвета, которые невозможно воспроизвести, используя CMYK. К тому же в системе смесевых красок есть возможности использовать «экзотические» краски – люминесцентные, металлизированные (серебро, золото, бронза) и некоторые другие, что конечно же тоже недостижимо для CMYK.
  • Возможность сократить затраты при печати некоторых видов продукции — когда нет цели получить реалистичное полноцветное изображение, но есть желание, чтобы элементы на странице (графика, текст) имели цвет, отличный от черного. При этом снижение красочности не приводит автоматически к снижению затрат, а достичь этого возможно лишь при соблюдении ещё некоторых условий. (Чуть подробнее об этом здесь)

Сегодня всё чаще встречаются печатные работы с числом цветов более четырех. Дополнительный 5-й или 6-й цвет вводят, например, тогда, когда печатается продукция с повышенными требованиями к визуальным характеристикам (упаковка, этикетка, представительская продукция).

Грамотное и умелое использование дизайнером такого инструмента, как смесевые краски, способно как уменьшить затраты (в некоторых случаях), так и получить визуально более зрелищный результат.

Цифровая печать

Цифровым печатным процессом принято называть такой, при котором изображение в печатном устройстве создается непосредственно из файла, минуя промежуточные стадии, происходящие вне этого устройства. Лазерный принтер на вашем столе — это по сути небольшая цифровая печатная машина. Если говорить строго, то существуют и классические офсетные машины, в которых печатная форма создается непосредственно из файла в самой машине и ничто не мешает такой способ печати тоже назвать цифровым. Но на практике под «цифровой печатью» все же принято понимать процесс лазерной или струйной печати. Именно такие носители цвета (цветной тонер или жидкие чернила) использует подавляющее большинство цифровых машин, которые существуют на рынке.

Появление цифровых машин открыло целый рынок оперативной печати. При этом потенциальному заказчику надо очень хорошо себе представлять все плюсы и минусы такой технологии. К плюсам смело можно отнести:

  • Более короткую производственно-технологическую цепочку при печати (исключаются формные процессы, а также временные и материальные затраты на приладку).
  • Экономику процесса, при которой экономически эффективным (в отличие от офсета) является выпуск малых и штучных тиражей продукции приемлемого рыночного качества.
  • Возможность персонализации оттиска (изменения печатаемых текстов и изображений от оттиска к оттиску), что недостижимо при классической офсетной печати.
  • К минусам технологии следует отнести:
  • Малый диапазон запечатываемых материалов. Очень часто он ограничен несколькими (нередко – специально созданными для этого способа печати) видами/плотностями бумаг.
  • Дороговизну печати при переходе через границу определенного тиража.
  • Невозможность воспроизведения цветов из палитры смесевых красок (Pantone) подавляющим большинством цифровых устройств.
  • Невозможность пока ещё вплотную приблизиться к уровню офсета по качеству и детализации печати.

Листовые цифровые печатные машины на сегодняшний день выпускаются форматами А3 (В3).

Многочисленные плоттеры и широкоформатные принтеры, печатающие на рулонных носителях, тоже относятся к классу цифровых печатных машин. Они применяются для печати плакатов, уличных баннеров, постеров, самоклеящихся материалов для рекламы на транспорте и т.п.

 

Трафаретная печать

При этом способе формирования изображения печатная форма представляет собой сетку, сквозь которую продавливается краска. Печатные элементы на такой форме позволяют пропустить сквозь сетку краску, а пробельные элементы на форме препятствуют этому. Это метод позволяет достичь намного более значительного (по сравнению с офсетом) толщины слоя покрытия, а широкий диапазон используемых красок позволяет наносить их на самые разнообразные материалы. Сленговое название этого вида печати – «шелкография» (когда-то вместо сеточных форм использовалась шелковая ткань). Шаг печатной сетки невелик и это обуславливает относительно небольшое разрешение печати. В основном этим методом печатают либо текст, либо области сплошных заливок (плашки). Мы используем трафаретный метод печати чаще для сплошного или выборочного уф-лакирования.