Ранее мы говорили об особенностях ценообразования в полиграфии и о том, что при офсетной печати в сегменте небольших тиражей существенную долю в стоимости продукции занимают затраты постоянные — на печатные формы и приладку.

А как обстоит дело при цифровой печати?

В цифровой печати фактически нет затрат на печатные формы и приладку. Сменных печатных форм у «цифры» просто нет, а что касается приладки, то пару-тройку печатных листов для пробной печати конечно же отпечатать можно, но это фактически не приладка, а именно пробная печать и затраты на это не идут ни в какое сравнение с затратами на приладку при офсете. Именно поэтому при цифровой печати стоимость одного оттиска примерно одинакова (постоянна), что при десяти прогонах через машину, что при ста прогонах и зависимость стоимости единицы продукции от тиража — довольно линейна.

Вот как это выглядит при сравнении цифровой печати с офсетной:

офсет и цифра график

На рисунке хорошо видно, что точка пересечения двух графиков и является условной границей, которая разделяет тираж по вопросу выбора той или иной технологии печати. При этом уточним, что конкретные цифры (размер тиража и стоимость), указанные на графике, — тоже условны. И призваны они продемонстрировать лишь общие зависимости. Итак, зона тиражей, которая располагается слева, — это безусловная зона цифровой печати, а все, что справа, — «епархия» офсета. Если мы вопросы качества «офсета» и «цифры» вынесем за «скобки», а будем рассматривать лишь экономику, то выбор очевиден — цифровая печать экономична в сегменте штучных и очень небольших тиражей. Надо сказать, что граница выбора зависит ещё и от типа продукции, который вы печатаете: фактически чем меньший конечный формат вашей продукции, тем большее число экземпляров вам будет экономичней печатать «цифрой». И наоборот. Именно поэтому, например, печать визитных карточек ныне фактически является полностью «цифровой» темой.

Если же попытаться выдать все же некие рекомендации, исходя из типа продукции, форматов и тиражей, то картина будет следующая. Цифровые печатные машины существуют лишь в форматном исполнении А3+. А линейка офсетных машин только начинается с такого формата. Поэтому реальную конкуренцию «цифре» в сегменте небольших тиражей может составить лишь типография, обладающая 4-секционной машиной такого же малого формата (если же у типографии стоят машины лишь формата А2 или большего — им даже теоретически невозожно посоперничать с «цифрой» за мелкотиражные заказы). И в этом случае граница выбора технологии проходит на уровне примерно 100-150-ти печатных листов формата А3. То есть если для печати тиража вашей продукции вполне достаточно такого количества печатных листов — это «цифра», если требуется больше — это «офсет». Это что касается листовой продукции (визиток, флаеров, листовок, открыток, плакатов и т.п.). Что же касается брошюр, то здесь чем больше формат брошюры и чем большее число страниц в ней — тем выгоднее такое издание печатать офсетом. И зачастую граница выбора у такой продукции проходит по линии 70-100 экземпляров.

У внимательного читателя может возникнуть резонный вопрос: Если сменных форм и затрат на приладку у «цифры» нет, то почему она доминирует лишь в сегменте штучных и крайне небольших тиражей, а не по все тиражной линейке? Тем более говорят, что и стоимость цифрового оборудования существенно меньше, чем стоимость офсетного…

Во-первых, иные цифровые печатные машины действительно стоят дешевле офсетных, но вот оборудование, которое можно отнести к флагманам «цифры» (например, Indigo от Hewlett Paсkard или iGen4 от Xerox) — оно по стоимости подороже офсетного будет (сравнимого по форматам печати). А во-вторых (и это главное), в «цифре», в отличие от «офсета», в структуре себестоимости существеннейшую долю занимает стоимость носителей цвета — тонера и чернил. Их доля в себестоимости печати может достигать десятков процентов. И всё это потому, что стоимость такого тонера или чернил на порядок превышает стоимость офсетной краски. Отсюда — все описанные выше соотношения и довольно прозрачное деление этих двух технологий по тиражным нишам.

Заказчику далеко не всегда бывает очевидно — каким способом печати будет экономичней отпечатать его заказ. Заказчик бывает удивлен итоговой цене, когда с откровенно «офсетным» тиражем обращается в типографию цифровую и наоборот. Тем важнее прислушиваться к профессиональным советам наших менеджеров и понимать разницу между этими двумя технологиями.